пятница, 25 августа 2017 г.

Великое путешествие по рекам Дон и Хопёр в сезон 2017

Готов наш  отчёт о великом путешествии по рекам Дон (средний) и Хопер. 

Планирование путешествия 2017 года началось еще в сезон жидкой воды 2016 года.  Длина маршрута начинала увеличиваться. Прошлый сплав в 300 км казался мега...  крутым! А этот - сверх.  Был опыт сплава (он оказался главным)на дальнее расстояние в 300 км. Некоторые неудачи учли, и по возможности - исправились. Сначала мы укрепили техническую часть. Прикупили лодочку большего размера "Агент-385" от фирмы "Х-ривер" с тентом. Все приобретения делали по интернету. Проверили лодочку на воде и волнении с ветром. Понравилось. Лодка не забрызгивается при встречной волне , не прыгает с волны на волну и идет по воде ровно. Места в ней предостаточно и лавочки высокие, что для долгого сидения удобно. Вместо передней лавки использовали кемпинговый раскладной стул. Сидеть так спокойно и спина отдыхает. 
Выбирал реки для сплава я, но утверждение получал у супруги. Рек для сплава под мотором у нас немного. Выбор был из рек в радиусе 250-300 км. Первое - река Волга. Изучили вопрос. Волга перегорожена водохранилищами. Широкая и судоходная. Летом вода "цветет" и пахнет. Часто ветер и высокие волны. Берега неудобные и безлесные  Вывод - непригодна для сплава с отдыхом в нашем понимании. Можно прогуляться по островам выше Саратова.
Река Медведица (Донская) слишком малая и перегорожена часто. Волок по берегу не подходит нам. Вещей много, лодка тяжелая. 
Реки Хопер и Ворона знаем. Ворону всю сплавную, а Хопер до города Борисоглебск. В 250 километрах есть река Сура. Она далеко и течет на север, в Волгу, еще дальше от нас. Повременим.
Остается нам Дон-батюшка. Ехать к нему далеко, но того стоит. Говорят и пишут , что Дон судоходен. Это опасно. Опасно для маломерного флота,- нашей лодки, например. По ходу сплава можно зайти в реку Хопер или дойти до ближайшей станицы к трассе М-6 и отправиться на автотранспорте домой. 
Вот так и решили. Будем сплавляться по Дону от г. Лиски Воронежской области до устья реки Хопер. Затем поднимемся по реке Хопер, на сколько хватит сил. Можно и от Воронежа, от Семилук, например. Однако это лишние 100 км по воде, а мы не такие опытные были в тот момент. 
Время - третья декада июня.
Расстояния были измерены по карте и получены из других источников. Сразу скажу, что расстояния оказались немного больше. Для расчетов по бензину и времени отклонения несущественны. Планировали за один день перехода проходить 70 км пути по реке Дон и 50-60 км против течения по реке Хопер. Это при условии выхода лодки на глиссирующий режим. На прошлом сплаве 70 км идти в водоизмещающем режиме оказалось - утомительно. Как байдарочники проходят на байдарках по 70 км в сутки - не поймем. 
Продолжаю. Сплавляться решили от старой паромной переправы города Лиски, так как есть хорошая дорога, нет запрета на авто у берега, и можно спустить лодку. Хорошо.
Но по дате путешествие началось 3 июля 2017. 
Отправились в путь раньше запланированного времени. Думали - в 10:00 соберемся.  В четыре часа утра 02.07.2017 выехали из г. Балашова,  расстояние по карте 325 км. Дорога по качеству от хорошей до отличной. Пересекли две автострады М-6 (Волгоградская) и М-4(Ростов-на-Дону). И вот мы уже на месте.  В 8:30 мы уже выгрузили вещи и начали потихоньку накачивать лодку. Во время отдыха от разгрузки рассматривали место стапеля. Место захламленное, но твердое. Это бывшая паромная переправа. Течение Дона нас удивило,- 0,3-0,4 м/сек, что раза в два выше ,чем у нас в Хопре.  Это хорошо, будем сплавляться быстрее. Так и получилось. 

Накачали лодку, навесили мотор и тут мелочь помешала нам. Крупная мелочь…. Речной толкач с баржей пришвартовался к остаткам переправы и загородил нам место спуска к воде, а рыбаков прибрежных просто распугал.
  У капитана узнали, что пристали они ненадолго. ХЗ, точнее. Заберут пассажиров и отойдут в верховья.
 Пассажиры были взрослые, серьёзные. Обдали нас запахом дорого парфюма, собирались быстро. но без опоздавших не обошлось. забыли какие-то коробочки.  В 9:30 (по нашему, а по Москве – 8:30) ушла прогулочная баржа, с коробочками, музыкой. 
Вопрос - у кого праздник 3 июля каждый год?
И мы вслед за баржей спустили лодку, загрузили багаж, отдали концы… Сплав начался.  Конечно, первый день сплава скорее тренировочный, чем ходовой. В первый день учимся распределять вещи по кокпиту, оцениваем скорость и успокаиваемся. Поэтому первый день сплава короткий по расстоянию и времени.

Мотор завелся сразу. Прогреваем. Дон судоходен. Бакены на двух сторонах судового хода. Всего их было штук 10. За Лисками они закончились. Если быть точным, то это были буи, а бакены другие по внешнему виду.
Мы, по правилам плавания по ВВП, перешли на правую сторону судового хода и не торопясь, копаясь в лодке, как куры в гнездах на яйцах успокаивались. Скорость 10-12 км/час! Это же уже радует! Лодка отлично справляется с волнами, управляема.  С такой скоростью мы опередим график!
Прибавил газу,- сразу 13-14 км/час. Ого! Так мы до Калача-на-Дону пролетим.  Как всегда в начале сплава, навалилась усталость и желание поесть.  Ведь с 3:00 на ногах. И зачем торопиться? Давай уж остановимся на ночевку? Желание обоюдное.  Прошли протоку Кирпичная. 
 Можно было-бы срезать по ней путь. В другом конце протоки плотина есть небольшая, её не знаем и не пошли в протоку. (я советую опытным этот путь)  Вот уже известный многим обрыв на левом берегу – Духовое. Но населенного пункта не видно. Строения мы увидели, когда уже заканчивали поворот.
 Через тридцать километров от старта выбрали место хорошее и остановились. Это пляж-коса у Переезжего. Чисто, нет туристов, но есть дорога.  Жарко и душно. Неспешно и неумело собрали бивуак на нижнем краю косы . Мы забыли навыки. Главное – поставили стол, стулья новые и зонтик.
 Поели остатки готовой еды из дома, попили чай. Искупались мы перед и после установки лагеря. Вода теплая, дно твердое (известняк), вода довольно чистая, но быстрая. 
Рыба неизвестного вида плещется под крутым берегом напротив в корягах. После релакса стал собирать спиннинг. Вдруг поймаю судака? Собрал два спиннинга с разными видами приманок и на веслах поплыл к корягам, за удачей. Однако… Течение тащит меня вниз. И тащит так, что я не могу добраться до коряг, а буду в километре ниже. Пришлось завести мотор и на нем искать место ловли, а для удержания на месте использовать якорь. Вот тебе и Тихий Дон. Мне рассказывали друзья, что при попытке переплыть  на резиновой лодке поперек русла их уносило на 300 метров ниже! При возвращении назад - вообще от стоянки на семьсот метров приплывали и тащили лодку по берегу на себе. 
 Ловил я таким способом час, полтора часа. Я так приблизительно подсчитал. Ничегошеньки. Всё происходило на глазах супруги. Вот она мне махнула рукой знак. Какой? То-ли «Заканчивай!», то-ли «Возвращайся!». Смысл один – на место! Всего я ловил 35 минут. Лодку на прикол, накрыл тентом. Продолжаем отдых. Может, пару забросов сделать у места стоянки? Ведь мы стоим на косе, берег длинный, доступный, твердый.  Два заброса виброхвоста на каролинской снасточке и я ловлю щуку. 
 Чуть тяжелее килограмма показалась. Мгновенно рыба была почищена на филе

 и пожарена в муке на масле. Не хотели есть, но надо попробовать кусочек.
 Эти кусочки мы ели и весь следующий день. 

Программа первого дня выполнена. Наступает вечер , на нас наступает усталость,  как вата наваливается . И не забывайте, - мы живем по Саратовскому времени , на час раньше Москвы. Про этот час, который у аборигенов отняли после отмены летнего времени, мы слышали часто. Все жалуются на нехватку светлого времени вечером.
Искупанные, в чистом и сухом белье лезем в палатку и засыпаем на надувном матраце. Под головой подушки самонадувные, велюровые, трамповские. Очень нравятся нам они, можно под голову что-то подложить из одежды, но не хочется.Честно говоря, в эту ночь мы бы заснули на щебенке с кирпичом под головой. Спали не шелохнувшись, пока не устали лежать. Утром начали сборы. Опять многое забыли и потеряли навыки. Собирались долго, часа два, не меньше. Переложили вещи как нам необходимо. То-есть вещи первой необходимости ближе, а все, что будет нужно вечером – дальше или ниже.  Комаров нет! Совсем нет вечером и нет утром!  Это осталось на весь сплав. От комаров только однажды, или два раза использовали репеллент,- на ноги босые брызгали. и спиральки дымовые ставили. 


Собрались, осмотрели место бивуака на предмет потери чего-либо. Мусора у нас в первый день не осталось. Всегда так делаем – каждый осматривает место стоянки перед отплытием.  Отчалили. Завел мотор и вперед. Красивые места. До Павловска  90 км. Значит, - будем еще раз останавливаться. За поворотом начались меловые прибрежные холмы. Так и шли возле них около 10 километров до Колыбельки. Небольшой ветер в правый бок бил. Но нам не мешал, даже освежал. Прияр прошли – опять меловые горы подступили к реке Дон. Крутые и высоченные. Залезли на одну из них для фото пейзажей и селфи.

Инверсия от самолетов, которые Украину облетают.


Сфотографировали цветочки.












Не могу передать запах степи. Конечно, этот запах мне знаком с детства. Ведь со степных мест родом. Это запах иссопа, шалфея, душицы, кашки, тимьяна, донника. Все так смешано!! Я сразу заметил остатки окопов и ДОТ времен войны. Все засыпано, кусты шиповника растут.
Вот какое наблюдение. Даже у подножия крутых меловых и известковых берегов есть дорога. Не поверишь, что за деревьями есть хорошая твердая но узкая дорога. Скоро подойдем поворот и выйдем к Костомарово.   Высокий меловой берег. 


 Хорошо бы сходить к монастырю на экскурсию. За поворотом нас встретил ветер и волны. Волны были разогнаны ветром до неприличной высоты. Брызги не мешали, но лодка от волн начала трястись, особенно перед (нос) лодки и пассажирка спереди. Думали, что в Костомарово отдохнем, но поняли, что до Костомарово мы вообще передОхнем.  Терпи. Увидели, что мест для причаливания нет. Облагороженного места швартовки нет. Есть заросли настоящего камыша вдоль берега и рогоз. Не оказалось и мест стоянок лодок. Берега заросшие и топкие. Поход к монастырю откладывается. (в сентябре супруга ездила на экскурсию в монастырь в составе группы).Для отдыха нашли место напротив с подъездом от села Покровка.




Там вон Костомарово, вот в том распадке.

Место замечательное для стоянки, но купаться невозможно – берег каменистый и глубокий. Зато тихий и закрыт деревьями от ветра и Солнца. Это мы на следующий день поняли, что можно остановиться в таком месте, а для купания просто сплавать на лодке в другое удобное место.  Отдохнули, Марина успокоилась от тряски с ветром и решили – идем дальше. Ведь прошли всего 30 км. Опять тряска и ветер. Ненадолго. За поворотами  стало тихо и даже встречный ветер не мог разогнать волну. Прошли Колодежное с башней сторожевой на пляже.
 Искали реку Битюг, исток реки. Не могли разглядеть. Ручеек, а не река впадает в Дон. Может быть мы ошиблись? Перед Верхним Карабутом  прямая почти 10 км. Вот где разгулялся восточный ветер! Волны с барашками. Есть высокие волны, но пологие, а есть волны низкие, но острые. Когда происходит их взаимное наложение,- высота увеличивается, и когда лодка бьется в этот узел – тысячи брызг и водяной пыли окутывают нас. Всё, хватит экстрима. Надо найти место остановки. Нашли его после моста на Александровку-Донскую.



Конечно, не самое удачное, но сойдет. Это местечко для большой компании на береговой террасе в 3-3,5 метра от уровня воды, ровное, с кострищем в центре. для трех машин и 6 палаток. Скрытое от глаз с воды кустами и деревьями. Но для нас это скорее минус. Так как мы свою лодку теряем из вида. Поэтому мы стали прямо у воды. Нашли под палатку площадку, подтянули лодку, что бы нос лодки оказался на берегу. Дальше все действия на автомате. Ставим палатку, стол, плиту и стулья. Накачиваем матрац. Сегодня вечером доели щуку и я получил объявление о моратории на ловлю рыбы. Предложено есть каши и тушенку. Вечером стало тихо-тихо. Я, для приличия покидал приманку,- не поймал. После очень сытного обеда сели в лодку и поехали на песочный пляж купаться за 200 метров выше. (могли бы и пешком дойти)
Лягушки донские отличаются от тех, которых я видел выше 51,4° северной широты. Они отличаются цветом ,-  темнее и коричневые. Особенно голосом. Голос у них громкий и не квакают они! Они постоянно повторяют «И-и-г'Арь!» Орут всю ноченьку, не давая спать экзальтированным туристам.  Ничего поделать нельзя. Нечем их успокоить. Но на берег они не лезут далеко, - сидят у кромки воды под кустиками Плакун-травы или камыша(Scirpus sylvaticus).

Да! Камыш настоящий растет по берегам Дона. Тот, который шумел, когда деревья гнулись. А не тот который у нас путают с тростником или рогозом. Водной растительности в реке Дон мало. Не то, что бы нет, но и не сравнить с Хопром и Вороной. Эту растительность кто-то ест, наверное. Я про водную-подводную растительность пишу, не прибрежную. С прибрежными кустами и травами всё в порядке, они есть везде. Нет по берегам Дона клена американского, как у нас. Обычные деревья детства. Ветла, ива, вязы и клены. Встречали цветущий на крутых склонах багряник ,- иудино дерево.  На склонах – ракитничек, и еще  Миндаль какой-то. Точнее Миндаль степной, Бобовник.  Много шиповника. 

Что-то похолодало…. до 18 градусов? Но в палатке под спальником жарко. Туман над Доном. Всплески рыбы под берегом. Засыпаем. Лягушки квакают, как солисты оперы. Громко, чётко, близко.
Техническая сторона. Заметили, что взяли много ненужных вещей, особенно я. Это рыболовные всякие приманки, лишние катушки, грузила и прочее,  лишние фонарики и еще много мелочи. Общий вес, который мешал – килограмм восемь. Почему-то не могу выйти на глисс, ведь потратил уже одну канистру бензина (15 кг). Завтра надо будет попробовать. Так же нужно будет завтра тент установить от солнца, типа – навеса. Бензин расходуется меньше нормы, так как течение у Дона относительно высокое. Но, повторюсь, на глисс не выходим. Печально.
Утром проснулся от пения птичек. Вышел, походил, водички попил. Туман, безоблачно, рассвет. Опять в палатку спать. Тоже проделала супруга. Спим, пока не надоест.  Проснулись, включили газ, начали готовить завтрак. Одновременно разогрел воду для бритья. Я пока еще бреюсь, через два дня перестану – пошло раздражение по коже лица от воды и ветра с Солнцем. Собираемся не спеша. Вещи в сумках ставим ближе к лодке. Затем я перехожу в лодку и забираю вещи, которые должны быть на корме, затем принимаю вещи, которые должны быть в середине кокпита. Последней, оттолкнувшись, прыгает в лодку Марина. Не торопясь, на тихом ходу проходим Александровку Донскую, Белогорье и подошли к Воскресенскому Белогорскому мужскому монастырю.
И самолеты один за другим в сторону Волгограда. Здесь у них снижение и видна инверсия. (Позже узнал, что это коридор на Сочи, Симферополь. на картах онлайн)
Самолеты на Волгоград и далее - видны у станицы Трехостровской. Ошибся малость)


Он (монастырь)за Холмом. На холме два креста стоят,- там панорамная смотровая площадка. На фото крупно их видно. Высоко и круто. Эти меловые горы продолжались справа до Павловска, а точнее – до узкой протоки, срезающей русло. Вот и Павловск!





 Остановились на Пристани. Вышли из лодки, размяли ножки. Я одел цивильное и стал искать такси. От аборигена, капитана прогулочного катера, который ждал клиентов, внятного ответа не получил. Он просто загорал на палубе и общаться с туристами не захотел. Но номер такси сказал, не поднимаясь. На вызов ответила милая девушка, которая узнала от меня подробности поездки. Я хотел купить продукты, воду и бензин и вернуться на пристань. Однако получил отказ в заказе. Так как: 1) наше такси ездиет только от точки А к точке Б; 2) по городу с клиентами никто не будет ездить. Трубку бросили. Вот так мы остались на берегу рядом со спящим капитаном и отказным такси «25 часов» Пришлось достать планшет прожорливый, включить приложение Яндекс-Такси и по нему найти другую службу. Эти ребята , спасибо Творцу, согласились на наши условия.  Я заправился на заправке какого-то автохозяйства, зашел в магазин Пятерочка, и уже через час был у лодки. В поездке меня удивил разговор таксиста с диспетчером. Он постоянно рассказывал по рации о своем местоположении и моих намерениях. Зачем? Все просто…. Диспетчер рисовала наш путь по карте и так узнавала путь. Затем на калькуляторе умножала путь на цену 1км пути и вуаля – Стоимость поездки! Всё просто.
Мы съели по пачке мороженого,- полакомились. Затем разобрали вещи и в путь. Пройдено 125 км за два дня пути с небольшим. Отстаем от графика. Через 100 км Верхний Мамон. Там возьмем бензина уже 40 литров. Так как после В.Мамона заправка будет в Вёшенской! а это 190 км без заправок. 
Это потом, а сейчас мы проходим по Дону. На траверзе левого борта – красивая набережная города Павловска, городской пляж, лодочная станция. Мы прошли поворот и река повернула на юг. Перед Русской Буйловкой меловые холмы опять подошли к правому берегу, очень крутые. 




Плот первый.
 Особенно крутые у Нижнего  Карабута. Я представил, на какой высоте тогда  Верхний Карабут? По пути встретили два плота «ДОНПЛОТ». 

Мы читали и смотрели в инете про эту компанию. Размер плавсредства впечатляет. На плоту палатки, камбуз, второй этаж, но скорость малая. Мы их обогнали, но и они никуда не торопились. Им не нужно подбирать место стоянки для ночлега. Не надо разбивать лагерь… не нужно искать пляжи для купания. Всё на плоту для отдыха.  Обогнали их и начали присматривать бивуак. Но по берегам стали проявляться  санаторий, санаторий, база отдыха, база отдыха.


 Всё так, как написал, по порядку. И просто чья-то дача с причалом. По насыпному пляжу гуляют аист и цапля. Живые! Дождь редкий...Вот и места приличные появились. С ровными полянками между ветел. Одну нашли, осмотрели… а там машина и палатка кемпинговая уже стоят,- кому-то помешаем. Чуть ниже знак увидели «Якорь не бросать!».
Такими знаками с двух сторон обозначают зону прохождения через реку каких либо подводных прОводов,- газопроводов и прочих, кабелей электрических и прочих. Как раз этот провОд разместили между двух холмов, по балке. Вот на краю мы и разместились. Вытащили лодку на берег  полностью, расположились за кустом ивы.


Так тихо. За нами, в 15 метрах идет вдоль берега дорога. Это дорога для подъезда к местам стоянок и идет она от балки между холмами .  Разместились… Что-то не так. А, вот что,- очень много мусора. От прежних рыбаков остался, от туристов мусора мало (нет его). Я не спеша начал собирать мусор на старое кострище у уреза воды. Упаковка, старая одежда и обувь, остатки сетей, тряпки и прочее. Всё приготовил для вечера.  Не тронул я стеклянные бутылки от спиртного. В костре они не сгорят, а закопать тяжело без лома. так как известняк вокруг. И бутылок будет не один крапивный мешок! 
Интересное место. Скорее всего, здесь яма на реке. Поэтому рыбаки и облюбовали этот берег. Ловят на перетяжку. Они завозят большой груз на веревке в виде мешка с камнями за середину реки. Веревка тянется от берега до груза. И уже на, к этой веревке прицепляется лодка с рыбаками в нужном месте. Ловят на донки разнообразные. Вот и у нашей стоянки лежит разорванный мешок с камешками. Пока готовили еду, осматривались.  Мимо проехали две машины. Не доезжая до нас, ниже по течению, остановился на ночевку автобус типа ПАЗ. Людно становится. По дороге пробежала лиса. Оживленно до удивления. Как в «ДЖУ-МАНЖИ». Закусили, отдохнули и решили сходить на ближайший холм.




Взяли фото-видео, телефоны и отправились. Дорога и подъем были нетрудными. Самое незабываемое – запах степи. Ниже по балке пахнет донником, выше – пахнет чабрецом. Склоны изрыты лисами или барсуками. Норы разные, старые и новые.  Поднялись на самый верх. Красивый вид. Сделали фото. А вот и куст шиповника. Шиповник растет на старых окопах. Точно – это ДОТ , долговременная огневая точка с ходами сообщений. Я нашел остатки цинка, супруга – гильзы.  

Молодой уроженец Неаполя!
Что оставил в России ты на поле?
Почему ты не мог быть счастливым
Над родным знаменитым заливом?


Хорошее место. Всё на много километров просматривается. И на километр простреливается.  Кто эту точку поставил? Скорее всего – итальянцы. Или мадьяры… Или хорваты… Или румыны?  Братья по соцлагерю.  Миллионы их было на берегах Дона. Сотни тысяч убиты. Десятки тысяч сгинули без вести.  Миллионы прошли плен и вернулись домой. Говорят, сейчас их дети приезжают сюда туристами. Ну-ну.

Разве среднего Дона излучина
Иностранным ученым изучена?
Нашу землю - Россию, Расею -
Разве ты распахал и засеял?

Нет! Тебя привезли в эшелоне
Для захвата далеких колоний,
Чтобы крест из ларца из фамильного

Вырастал до размеров могильного...

(М.Светлов) 

 Телефон зазвонил и по видеосвязи (Гангут) поговорил с друзьями.  Прошлись вдоль обрыва наверху и вернулись к стоянке.


Вот и плоты из-за поворота вышли. На фото выше их видно. Догнали нас. А куда они идут? Ночь скоро. Плоты стали чуть выше нас. Загремел трап, отдали швартовы. Плот на стоянке! Рядом встал на стоянку и второй.  
Я разжег горелку типа «паяльная лампа» и от нее запалил костер с мусором. Всё сгорит. Ветер и дым в реку , никому не мешает. еще раз прошел по берегу, еще мусор собрал. И наш мусор образовался. В костер!  Пошли, сходим к туристам на плоту?! А давай! Взяли фонарик и по дорожке вдоль берега. По дороге встретили рыбаков на подъехавших двух машинах. Они приехали домой, на родину с Астрахани. Встретили рыбаков на стоянке у кемпинговой палатки. Сын с отцом. Сказали, что были-бы не против соседства с нами. Здесь мест мало и поэтому так принято в тесноте. Подошли к плоту, представились, поднялись на борт. 
Вот так швартовались плоты
Это у них мангал

 Вот что узнали. На плоту шесть палаток на два человека, всего 12 человек. На пять дней с плота берется 60 т.р. За представленный подвесной мотор плата отдельно. Команда самостоятельная. Проводник оплачивается отдельно. Дойдут до Н.Калитвы и плот отдадут.  На плоту есть баня! Есть камбуз открытый. Вечером стенки камбуза закрываются от ветра. Что делать днем, решает команда. Сколько плыть, где остановиться, и так далее. Бывают жаркие споры. На плоту прекрасный мангал из толстого металла. Можно использовать как очаг. Вот вроде и всё. Обратно прошли мимо трех рыбаков, которые заинтересовались нашим сплавом. По географии у них твердая тройка. Поэтому наш маршрут путешествия они не совсем поняли. И где река под именем Хопер с трудом поняли. Про город Балашов не слышали. Саратов знают из песни про "золотые огни". На плотах наступило веселье. Забухали петарды и не только, и фейерверки. Рыбаки рассказали, что завтра, в 9:30 будут разводить мост понтонный в С.Калитве. И нам надо успеть вместе с плотами его пройти! Поблагодарили и ушли спать.
Ночью было прохладно на улице. И утро, солнечное, было свежим. С потягушками, умыванием, не спеша, собрали вещи. Кофе с молоком, бульон с гренками и остатки вчерашней каши. А плоты-то уже пошли мимо нас, на Калитву…. Успеть бы за ними. Вещи немного по-другому уложили, надеясь выйти на глисс. Плоты идут тяжело. Моторы еле справляются с сильным боковым ветром. Всё… ушли. Мы отчалили. завели мотор и я попробовал выйти на глисс. 
Вот беда! У мотора сила есть, а никак. Впереди перед лодкой вода начинает перемешиваться с воздухом и попадает на винт,- получается кавитация, мотор ревет и лодка почти останавливается. Решил начать сначала и не давить на газ сразу, а медленно -медленно,- и Чудо! Лодка вяло набирала скорость до 18 км/час, а потом как будто проснулась и помчалась со скоростью 27 км/час. Ура!!!  Долгожданный глисс! Сейчас мы догоним плоты, которые ушли на полтора часа раньше нас. Так и вышло. Уже через 20 минут увидели плоты, а еще через 10 минут догнали. На  14-том км от стоянки. Так что у понтона будем раньше. 





У понтона провел разведку. Узнал, что наша лодка вполне может пройти возле крайнего левого понтона у берега. Там ширина метра три и глубоко. Но! Подошли плоты, понтон стал разводиться и понтонный командир стал махать руками на мосту, приглашая пройти мост разведенный. Первые сообразили мы! Завели мотор и как прыснем в образовавшуюся лазейку!  Всё так быстро, но успели сказать «спасибо»! Дальше опять на глисс и помчались , как сайгаки. Замечу, что глиссирующим режимом на Дону мы не злоупотребляли. Если можно, шли тихо, любуясь природой. Как-же  всё же  хорошо, что мы в первые дни не вышли на глисс. Не то пролетели бы по Дону как на тройке. 
Очень много птиц вокруг. Самые частые – коршуны. Коршунов много. Большие и маленькие, тихие и крикливые, вылиняные с новым опереньем и без перьев, линяющих.  Еще были сарычи-канюки. Самые большие – орланы белохвосты. Больше них только орлы-курганники. Орлов , кстати , было больше на Хопре! Ястребов видели, неясытей. Видели, как коршун вместе с канюком гоняли орлана. Видели, как канюк гонялся за коршуном. Видели, как коршуны в тройке охотились на ласточек береговушек по большому обрыву. Один ласточек пугал и отвлекал. Задние пикировали на стаю и хватали бедных ласточек. Еще цапли двух видов, чайки, крачки, кулики-сороки и перевозчики. Зуйки двух видов.  на стоянках много певчих. Голуби, сорокопуты, дрозды. Даже соловьев слышали. Много уток крякв с выводками на реке Дон днем. Выпи разных видов. Даже аиста видели. 
Полюбовались… давай сегодня До Мамона Верхнего дойдем? А чего нет? всего то 50 км осталось, что при скорости 27 км/час идти 2 часа!  Препятствием стали ветер и разбушевавшиеся волны! На глиссе лодка меньше трясется на волнах, но всё равно неприятно.  Село Дерезовка на пути. Вот и известный родник,- надо воды набрать.




Лодка стоит на колесах, над водой.
Остановились на 200 метров ниже родника. Но пришвартоваться невозможно. Волны бьют  о камни и разворачивают лодку, пытаются перевернуть. Пришлось мне, стоя по пояс в воде, опустить колеса на лодке, поднять мотор и вдвоем затащили лодку почти на сушу, лодка стояла над водой на колесах. Пошли за водой, взял мягкую канистру в 10 литров.  Обозначение родника есть, а родника нет. Походили вдоль кручи туда-сюда, хотел залезть наверх,- не вышло. Тихо! Слышу журчание воды! Вот же ключик, вода холодная-холодная.
 Набрал 10 литров и к лодке. Поели кое-что, лодку снял с колес, посадил Марину, а уже потом сел. Кое-как завел мотор, отошли от  камней и травы-камыша.  До В.Мамона км 12. Даже по-тихому всего один час. Но уж сильный ветер встречный и волны крутые.  А еще дождь начинается! Пора ставить тент, иначе промокнем, как котята или цыплята. (у них пух на теле гидрофильный) Пока причалили, пока ставили. Пошли тихо. Навстречу развилка. Налево узкая протока, зато там тихо. туда есть течение, значит - не тупик. Пошли неуверенно под каплями дождя. Вот и Верхний Мамон.


Долго тянулись дачи. Дошли до старой переправы. Тут и врезал короткий и проливной дождик. Переждали в своей лодке, пришвартованной к берегу. Дождь прошел, я начал переодеваться в гражданское. Подошел молодой человек за ведром воды. Его мы стали спрашивать по город, про телефон  такси. А он был так любезен, что сам решил вызвать нам такси. Но вызвал нам не такси, а своего друга. Москвич, приехал на выходные искупаться. Ведь в Москве лето в июле 2017 холодное и дождливое. А по трассе М4 недалеко. И вот подъехал к нам Ленд Крузер, из него вышел водитель , богатырского сложения. Канистры закинул в багажник, задал пару вопросов и мы отправились за бензином и едой.  Звать Владислав. Молчаливый. Сам заправил канистры, так-же одной рукой погрузил в багажник и довез до сетевого магазина. Подождал. Довез до лодки. Прямо в метре от лодки остановился. Отдал канистры, денег за услугу не взял. Вот так. ЕСТЬ ДОБРЫЕ ЛЮДИ!
Ну, а нам осталось съесть по мороженке, закрепить канистры и в путь!


Прошли Нижий Мамон и остановились напротив Тихого Дона. Это такой населенный пункт с карьером. Ночью там слышали работу этого карьера. Там , кстати, захоронения древних людей находят! Очень древних! Огнепоклонников в том числе, как в Трехостровской. Очень интересно. История…
Место было приятное. Но всё портил ветер! Он пронизывал нашу стоянку, какой-то вертлявый. Можно было стать в глубине леса, да лодка пропадает из вида. Надеялись, что ночью ветер стихнет. Не стих.  Поэтому одели на себя всё, что можно. А одежды маловато было.  Поставили шторку от ветра. Супруга приступила к готовке ужина и дала мне разрешение рыбку половить. Ну, я тут же и поймал щуку. Из нее приготовили уху, так как жареную не хотели.  Поели, ухи попили (настоящую уху пьют!) и спать. А на улице было +9С.
 В начале июля, на юге Воронежской области. Ночью было +8С. Холодновато. 

Пока спим, несколько замечаний. Одежду надо брать по-другому. Необходима куртка типа лыжной и такие же теплые брюки на вечер. Обувь -  лучше сапоги короткие и кроссовки. Одежда по модульной системе не понравилась. Одет, как капуста.Бестолковая и неудобная. Для утра, дождливого дня и сбора дров в лесу и высокой травы нужны сапоги. У костра  и стола можно в кроссовках с теплыми носками. Шлепанцы не нужны, они и в лодке не нужны, и днем  по берегу ходить опасно, и при купании я всё равно порезался ракушкой сбоку ступни, можно коралловые тапки для купания. Исправимся в следующий сезон.
Утром проснулись, надо вставать,а не хочется наружу. Совсем не июль. Но надо. Ну что же. Движения заучены. Позавтракали, помыли посуду. Собрались. Перед сборами я собрал мусор вокруг, свой мусор, и сжег всё на старом кострище. Место, кстати, посещаемое туристами, но очень чистое. Рядом пляж хороший, вот там и мусор. Оттуда все летит. Обошли бивуак и  нашли солнцезащитные женские очки. Взамен сломанных. Удачно. Подъехал человек на разведку места. Будут стоять семьей на неделю.
 В лодке пришлось одеться. Ведь на скорости 27 км/час и встречном ветре продувает холодом.  Вот где куртка нужна. с капюшоном. Её можно быстро и одеть и снять.  Итак… помчались в Ростовскую область, на юг! 
Странно! В лодке много бензина, много воды и еды, а лодка прекрасно выходит на глисс. В этот день сплава ветер был разный, и река делала всякие петли. Запомнился день проходом понтонного Моста у Богучара.
вот тут прошли, у берега


Прошли его с разведкой по правому берегу, и я заходил в кафешку у моста. В кафе взял блинчики. Другого ничего там не было. У Монастырщины были крутые холмы правого берега. Красивый и необычный мост в станице Казанской, нам ну совсем ничего не нужно было, вот мы и не останавливались. Вот шли тихо бы,- и в станицу бы зашли, и на привал стали бы в другом месте.


А ведь на глиссе лодка с полными канистрами бензина, около 80 литров!


Это Казанская



Начали искать  стоянку. И нашли на пляже за Казанской, но на правом берегу. Далековато, правда. Большой, белый пляж, остановились на нижнем краю. Это у хутора Стоговской.
















На пляже есть беседки и мусорка. Присутствуют люди на машинах, музыка. Нам не мешали. Но вот опять ветер!! Помятуя о холодной ночи, когда ветер дул под палатку и выдувал тепло,- загородили палатку вытащенной на берег лодкой. на лодку поставили тент. Стало очень тихо и в палатке и рядом! Я смог искупаться, помыть голову. стал свеженьким и бодрым. Не смотря на запрет, ловил рыбок. Не поймал. Был очень красивый закат. Посидели перед заходом солнца и баиньки. В полночь по палатке забарабанили капли дождя. Потом всё слилось в сплошной гул. И дождь шел так же сильно до 10:00. Затем он просто стал обычным дождем. 
Вот здесь и пришло озарение – нужно брать верх от кемпинговой палатки. Времени на установку также, места чуть больше надо. Взамен удобства несравненные. Высокая в тамбуре, открывается в любую сторону, внутри тихо, сухо и теплее. На полкило тяжелее, ну и пусть. Исправимся.
Все бока отлежали, всё ждали, когда пройдет дождь и можно будет собраться. Увы. Тогда применили другую противодождевую тактику. Я надел плащ и вылез из палатки. Лодку вернул в Дон, на веревку закрепил, и начал таскать из палатки вещи. Все спальные вещи, всю одежду и внутреннюю палатку затащил в лодку. Ведь в лодке сухо и она под тентом. 
Только потом Марина начала готовить завтрак прямо под внешней палаткой. там высота 140 см. Хватило, чтобы поставить стол с плиткой и два стула. Поели, попили. Затем с оставшимися вещами Марина в лодку под тент,  а я собрал мокрую палатку, вылил с нее воду, в сумку, и с ней в лодку. Так мы остались все сухие. 

Шли сначала тихо, а потом все же вышли на глисс. Капли дождя залетали в лодку. Точно на переднего седока. Бр-р-р… Кой-как она закрыла смотровое окошко наполовину. Но от всех капель не избавилась.  Дождь закончился у хутора Затонский, там мы собрали тент, оставив только верх тента, и продолжили путь к Вёшенской.


Опять встретили плоты. Другие по виду  и движителю. Не на подвесном моторе идут, а на каких-то лопастях, как пляжный велосипед.У Затонского  такие высокие холмы! Тропок наверх не видно не одной. Подниматься по распадку через кустарник колючий невозможно. Растения местные на склонах холмов,  почему то все колючие. Это боярышник, шиповник, известные почти всем. Колючки еще острее имеют груши дички. Под ногами – заросли ежевики. Две недели у  меня ноги заживали от царапин. Яблони дикие не имеют колючек явных, но царапают и цепляются изумительно. Поэтому фото сделали, а выходить не стали.
По старым топокартам отмечена переправа у хутора через Дон. Таких переправ было много у почти каждого хутора и станицы. После строительства автострад с мостами мелкие переправы пришли в негодность и исчезли. На берегу бетонные остатки, как память. Водонасосные станции качали воду куда-то.
Еще, как память о былом, остались во вполне годном состоянии причалы. Бетонные на сваях.  Когда-то было пассажирское сообщение по Тихому Дону! И населения было раза в четыре больше, а  дорог меньше,- вот транспортная артерия и жила, так что мегалитические сооружения стоят и  напоминают о прошлом.
Еще о великом прошлом напоминают зернопогрузочные пристани. Размеры их с пятиэтажный дом. К ним подведены транспортерные линии от элеваторов и на некоторых сохранились нории. Давно не используются, но стоят как великаны. Следующее поколение придумает красивые легенды о предназначении этих исполинов.
Вот так, рассматривая и слушая птичек, нюхая горячий степной воздух, мы приближались к Вёшенской.  Мост новый, большой и высокий!
Мы потом к памятнику по нему проезжали. Перед поворотом встретили остров, обошли по правому рукаву.  Я издал приказ, после оглашения он сразу вступил в силу - Спасательные жилеты надеть! Приготовить швартовы! После причаливания приступить к высадке! 
. А вот и купол церкви! Подошли к пляжу… Катера.. И рыбак на казанке возле пляжа рыбку ловит. Вот он и посоветовал стать возле маленькой будочки рядом с громадным катером-катамараном. (не виден на фото)
Наша лодка на фото слева. А на воде идет лодка ГИМС. Спасают утопшего.
Охранять нашу лодку сможет  Володя, который в будке. Попросите только. Так мы и поступили. Причалили, подтянули лодку, и пришвартовались к колу. Пошел к будке и попросил Володю посторожить наш лайнер. –Без проблем, не волнуйтесь, всё будет хорошо! Вам машина нужна? Сейчас будет! 
Огляделись мы, перевели дух, переоделись. Марина под тентом переодевалась. Ничего себе! Мы ведь на центральном месте, на главном спуске к Дону. Вот трибуны, вот памятник Григорию и Аксинье. Вот Дон-Батюшка! С корабля на бал! Подъехало такси. Взяли канистры, сумку и поехали. Познакомились. Водитель провел короткую экскурсию по станице. 
Станица небольшая. С некоторых времен центр Шолоховского района. Всё в станице связано с писателем М.Шолоховым. (наше поколение знает, и я не буду рассказывать про него) Все коренные зовут его «Дед». И каждый старший в семье его знал. У каждой семьи своя легенда. В станице множество заведений, связанных с биографией писателя. Да почти всё!! Во первых, семья окормляется. А у многих, у населения что то  каким-либо образом связано с Шолоховым.  Тысячи напрямую связаны, так как работают на объектах, имеющих в имени слово «Шолохов». Множество гостиниц и кафе работают для туристов и участников различных праздников и фестивалей, связанных с казачеством и писателем. Станица чистая, ухоженная. Чувствуется единый стиль.  Всё написано в интернете очень подробно, Вики в помощь.
Побывали в усадьбе писателя. Поклонились могилам писателя и его супруги. Кстати, будем проходить Букановскую на Хопре,- надо вспомнить, что она родом оттуда. Купили сувениры. Сделали обзорную экскурсию по центру станицы, заехали в магазин за продуктами, в пекарню за свежим хлебом и на заправку у моста за бензином. Затем побывали у памятника «Орлик» на правом берегу Дона, за мостом. Сбегал на курган, сделал фото.




Кажется – дождь начинается. Я перелил бензин в полиэтиленовую емкость и с ещё одной пустой канистрой отправился за бензином по второму разу. Заодно взял в магазине газ в баллончиках,- может не хватить. Вернулся к пристани. Выгрузился,  рассчитался с водителем и Володей. Володя – это владелец катамарана и двух катеров рядом. Один под Сузуки-40, другой под Мерком-60. а катамаран – два мотора по сто Хонды. Катает гостей и туристов по реке Дон.
Водитель сделал презент-сувенир моей супруге – поллитра самогона Вёшенского! Так-то! Еще раз -  ЕСТЬ ХОРОШИЕ ЛЮДИ!
Несколько фото набережной, -как без этого... 



Когда готовили судно к отчаливанию, увидели, как подразделение МЧС –ГИМС двумя экипажами спасали утопающего на пляже. Оперативно и грамотно,- молодцы! Но , честно, второй экипаж был нужен для усмирения ожившего пьяного спасенного.)) На фото вверху видно. - На одном фото экипаж спасает, а на другом - спешит на помощь первому!
Мы тихонько прошли мимо поста ГИМС, завернули за поворот и каак врежем по газам!  Но на глисс не вышли и почапали втихую. Нам нужно экономить бензин. На оставшемся пути заправок нет. По прикидкам- бензина хватит впритирку. Шли в режиме экономии. Если бы вообще шли под веслами – бензина бы точно бы хватило, но узнали об этом потом. И еще мотор затроил, началась детонация. Вот напасть какая…. Проверю мотор на стоянке, а сейчас дотянем.  Остались последние километры по Ростовской области и по реке Дон, около полусотни км. Домик круглый в Громковском. 

За этим хутором , который ,кстати, состоял раньше из двух хуторов, было место съемки фильма "Тихий Дон"2015 года. Но мы этого тогда не знали. И декорации давно убрали. Жалко,- не посмотрели...

Вот здесь коршуны на ласточек охотятся.
Интересен глиняный обрыв- много ласточек-береговушек. И на них охотятся три птицы. Два коршуна и сарыч нагоняют и пугают  птичек .
 Не забыть бы – у нас мокрая палатка, у нас много вкусной еды и нам некуда торопиться.  Вот мы и выбрали  стоянку напротив хутора Рубежинский. Берег ступенькой. Полметра береговая полоска, затем ступенька на полметра и полметра ступенька шириной, затем см семьдесят ступенька высота и хороший ровный берег с подъездной дорогой. Дорога тупиковая,- заканчивается нашей стоянкой. Так что здесь и остановимся.  Лодку не поднять и на берег не затащить – упираемся в ступеньку. Поэтому лодку поставили на два каната. Лодка стоит к берегу правым бортом. Первый канат с носа, второй – с кормы,- так легче вытаскивать и собирать наши сумки. 
Сушим палатки, готовим ужин. Фото нет,- забыли за хлопотами. вот только видео немного. Утреннее.



Ночью вспомнил.


 Я ем незаметно черешню, которую купили на рынке. Растянул веревку для просушки вещей. Костер незачем разжигать. Бивак тихий, но с противоположного берега просматривается. Пусть! Расстояние метров 300 до противоположного берега, много не увидишь. Палатку поставил, закрепил на все колья и оттяжки против ветра, который возможен! Теперь спать можно. Палатка обладает снотворным действием. 
Техническая часть. 
Не взяли бинокль, а зря. Расстояния большие. Далеко видно, поэтому бинокль нужен. Для фото и видео нет проблем, так как фотоаппарат дает увеличение 20 кратное, а кинокамера 30. Это очень хорошо, но они не замена биноклю. 
Хорошо бы иметь эхолот и измерять глубины. Мне кажется, я попадал на какие-то мели - осерёдки посередине Дона! 
Планшет забыл выключить и он сожрал за ночь всю энергию повер-банки. Оба сдохли и лежат грузом в ящике. На улице пасмурно переменно и солнечные батареи не успевают заряжать многочисленных и голодных потребителей энергии. А это два смартфона, хоть и на энергосбережении стоят, это фотоаппарат.  Кинокамеру можно зарядить только от 220v. А еще есть радио, фонарики и навигатор.  Надо что-то делать в другой раз! Выходы разные и много вариантов. Первый – в хуторах надо было зарядить повер-банку и камеру. То-есть останавливаться на ночь надо у хутора. А мы наоборот, у хуторов не стоим. Брать собой аккумулятор большей мощности. Или купить солнечную батарею большей площади. 
Из положения вышли так. Заряжали только смартфон Марины и фотоаппарат, а остаток времени тратили на аккумуляторы для навигатора. Так мы на голодном пайке и закончили сплав, но это не сейчас. Сейчас всё в порядке.
Утро хорошее, солнечное. В палатке стало тепло, нежно. Ветра нет. Тишина особая, природная.  Утренние регламентные работы. Мимо поплыл рыбачок на деревянной лодке с одним веслом, оказалось – к нам. Любопытный. Всё ему рассказали. Просил мусор не оставлять за собой. Видать, достали рыбаки. Уплыл, довольный собой, рыбачок.
Всё просушили. Супруга собирает сумки. Сегодня последний день на Дону. Прошли 430 километров. Ни разу столько не шли за время своих сплавов. Пошел проверять свечи на моторе. Первая свеча Д17 была в порядке. Со светло-рыжим нагаром сухим. Вторая свеча была неисправна. Боковой электрод распух. на нем появился иней коричневый. И электрод почти соединился с центральным электродом. Поэтому и работал так мотор. Свечу заменил на такую же свечу, той же марки. Погрузили вещи, сами сели и отчалили. Завожу мотор – завелся и работает, как часы. Успокоился после испуга за работу мотора. Пошли тихо. 
На середине Дона налетели на мель. Первая мель на Дону! Я ее мотором почувствовал. Глубина – четверть или меньше.  Затем эти самые мели стали попадаться на каждом изгибе. Песчаные осерёдки и заманихи. Выше не было песка так много. Здесь же много песка. И весь остаток пути были мели и осерёдки, где пришлось глушить мотор и идти на веслах. Осерёдки – это мели, которые в межень (низкую воду) становятся островами. А осередки бывают природными, а бывают искусственными, например, перед затонувшими баржами . 
Мы идем в станицу Еланскую,- там происходили съемки фильма «Тихий Дон» 2015 года.  Хочется посмотреть на Дон, на оставшийся реквизит. Перед станицей нас встретила гавань какого-то замка.

Гавань заросла камышом, но каменные ступени причалов выглядели именно здесь чужеродно. На берегу – беседка, забор кованный. Чудно как-то. 
Обошли заросшую камышом косу и пристали к берегу. Крутой, песчаный берег без всяких удобств для подъема в виде ступеней и перил. Привязали лодку к колу, подтянули и поднялись наверх. В больших тополях из двух машин звучал фолк-кантри типа Кадышевой.  Решил подойти, расспросить про станицу и попросить присмотреть за лодкой. 
Таких реднеков, клошар или люмпенов я не видел давно. Питерские бомжи супротив них выглядели, как профессора Оксфорда, а наши, балашовские, как доценты с кандидатами. 
Четверо человек, предположительно мужчин распивали напитки. Сидели на земле. Бутылка, лук зеленый, хлеб кусками.Они не видели меня, даже повернувшись ко мне в упор! Взгляд троих сфокусирован на 3,5 метрах впереди себя, как у слепых или в темноте. Одежда – лохмотья на босое тело. На ногах рваные шлепанцы, но в носках.  Небритые , нестриженые и седые. Без зубов. Ужас!
-Уважаемые! ,-обратился я к ним. Внимание они проявили ко мне, как к источнику непонятного звука. Смотрели на меня и вертели головой, не видели ничего, кроме стакана у одного из них.  Возраст у троих от 55 до 60 лет. Спиртное – какая-то жидкость. 
Марина подошла, увидела всё и за руку меня утащила в сторону. Ну, какая из них охрана? Они возрастом лет сорок, не больше! А выглядят? От компании отделился один (четвертый), подошел к нам, на вид трезвый. Вежливо поинтересовался,- Чем он может нам помочь и что нам надо?  Объяснили, что ищем место съемки фильма, реквизит, и что за гавань из Игр тронов (престолов) мы видели и видим?
-Съемка была в станице и за станицей. В съемках участвовали полстаницы.  Сам он заведовал реквизитом. Сейчас все куреня и дома разобрали и увезли в какой то этнографический музей, остался курень Кошевого. Он стоит за церквой. Показал, как пройти. Слева  пристань – музей казачества Дона. Частный музей! Прославляет белоказаков и атамана  П.Краснова. Это тех, что с Гитлером против нас в ВОВ воевал! Сейчас музей закрыт, владелец музея на зоне. Отношение местных к музею неоднозначное. Или сжечь или бульдозером выровнять.  Как и к казакам Краснова!  Краснова в 1947 повесили, но сподвижников не тронули, а зря!    За лодкой он посмотрит! ... Посмотрит? У него дорожка распухшая от инъекций на локтевом сгибе! За ним смотреть надо, чтоб  лодку по частям не продал на дозу!  Не пойдем никуда!!! А, вот и станичница с двумя мальчишками на рыбалку с удочкой идёть… её попросим присмотреть.
Она согласилась присмотреть. На алкашню кивнула – наши, безобидные. Но присмотрит! И мы вприпрыжку до церквы . Дома в станице разного достатка. От архитектуры из плетня с глиной  начала 20 века до нынешних фазенд 90-х и металлопрофиля 21 века. Всё есть. Церковь большая. Красивая. Реставрируется. Возле – памятники погибшим односельчанам и войнам.  Мы одеты были по туристически, и в храм не пошли. Но, вспоминается, приглашали. Там крестины были. Крестили детишек. Все нарядные, на машинах. Обошли и увидели остатки реквизита. Фото прилагаются. 

На одной из табличек памятника увидели фамилию Дергачёв. Был в революционном комитете станицы. Умер в 1935. 
В Варне (Болгария) почти в то же время умер его брат из тех, кто бежал с Деникиным после гражданской и интервенции. Вот как Революция разделила семьи. И до сих пор не примирила.




В музей не пошли – далеко идти и могут не пустить, ведь на замке этот замок. Пошли к причалу. Поблагодарили за охрану станичницу и в путь. Не увидели мы того дома и той тропки до Дону, что в начале каждой серии показывали. Не здесь это снимали. Жалко. Пейзажей и видов мы насмотрелись, даже интересней чем в фильме. Все органы чувств использовали. 
Заканчивается Ростовская область.  Самой границы не видно, но навигатор то знает! Увязались за нами облака. Впереди - солнечно, позади - тучи.



А еще - прощаться стали белохвосты.
Надо бы по холмам побродить. Вот высокий холм у Крутовского. Это уже Волгоградская область.  Давай сходим? Лодку оставили на пляже под присмотром местной рыбачки.
Она ловила мелкую рыбу поплавочной, рядом муж ловил на спиннинг. Предупредила, что у подножья холма много змей-гадюк. Здесь гадюки не черные, а серые с узором на спине. По тропинке шли и нашли одну!  Сходили-слазили, сделали фотопанораму, насладились красотами и вниз.




















Примечание. Хутор Крутовский памятен как место рождения  Фёдора Григо́рьевича Подтёлкова, участника гражданской. Он упомянут в романе ТИХИЙ ДОН.
 Всё, последние километры по Дону. Что-то мелей песчаных много стало. Смотреть нужно внимательно на косвенные признаки.

Дошли по краю водыдо большой песчаной косы напротив устья реки Хопер. рыбаки стоят. 


Мы бы здесь ни за что не стали! Мелко. Чистое проветриваемое место. Солнце палит нещадно! Низашто! Я прогулялся с лодкой по песку. 
На этом месте я мечтал побывать и это увидеть. Устье реки Хопёр. Вот – исполнилось через сорок четыре года. Спасибо реке Дон, идем вверх по реке Хопёр.  последние кадры на Дону.





Заходим в реку Хопер. Эпичненько.

Что изменилось? Течение Хопра встречное и сильное. Около 3- 3,5 км/час по навигатору. А на карте указано 0,3-0,4 м/сек. Наверное, я ошибаюсь, а карта нет. Пришлось выходить на глиссирующий режим. Скорость не выше 23-24 км/час. Мотор работает на 90% своей мощности, бензина потребляет в час 6,5 литров, бак уходит за два часа и немножко минут (десять). Ширина реки вначале не отличалась от Дона, а глубину не знаю. Чаще мели. Меньше рыбаков по берегам.  И сразу река запетляла. Как змея! Незаметно прошли около Букановской. Помните, кто там родился в семье атамана? Станица  далеко от воды.  Пляж не оборудованный видели.
Все, ищем остановку и это будет первая ночевка. 

Вот там, под запятой наша стояночка. Только так можно обозначить малюсенький пляж с ровной площадкой.
 В глубине посадки, за прибрежным гребнем тайная стоянка рыбаков. Незаметна с воды, укрытая от ветра идеальна была бы для всех, но не для нас. Нам нужна видимость .
 Интересно, но в полутора километрах от нас к востоку -  Кумлыженская пустыня! В СССР боролись с ней, высаживали тысячи гектаров леса. но не всё смогли. И вообще, берега реки Хопер сильно отличаются сейчас от тех , что видели туристы в 50-60-70 годы. Леса стало больше, ведь лесоустройство в СССР было на высоте. Со спутника видна лесополоса от Пензы до Дона. (Пенза-Белая Калитва) Она как раз была в 15 км от места стоянки.  Я еще помню пыльные бури 1969 года. Климат смогли изменить и победить суховеи весной и летом и пыльные бури зимой! И без крестных ходов... 
Хорошо стоянку делать на низкой траве. Ножки чистенькие, не печёт подошву песок. Но нам стоянка попалась песочная-песчанная. Как я уже написал – в 500 метрах Кумлыженская пустыня. Поэтому после Хопра на Дону так много песка становится (наверное). 
Песок красив на вид, но для стоянки он плохо пригоден. Постепенно, минута за минутой , через час-второй ,- песок появляется везде на стоянке. особенно он опасен для аппаратуры электронной незащищенной. Песок проявляется в еде, на столе, в палатке и в постели. Зато красиво. 
Приступил к ловле рыбы. Первый раз в низовьях рыбачу. Вообще – рыбаков видели, но меньше, чем на Дону. Я бы ловил рыбу здесь только с эхолотом. Так как мелко, и нужно искать перспективные места. Мы стали на перспективное место. В начале пляжа выступ из кустов отводит течение на середину, а у нас – водоворот. Там как раз стоит лодка, в тиши.Туда я и начал забрасывать воблер. Сразу поймал судака. Отпустил.

Поэтому забросы стали чаще, веером. Рыба не шла. Поменял приманку- нет результата. Весь пляж обловил – пусто. Хватит! Первый ужин на Хопре и первая ночевка в сезоне 2017. Полнолуние скоро. Посидели и баиньки. рыба плещется как дети на пляже. Ухом я почти у земли, поэтому почувствовал топот… Почудилось … Потом услышал фырканье. – Кто там? Вслух задал вопрос. Громкий всплеск воды возле палатки раздался и тишина, наверное - бобр топтался. Бобер он и есть. Через две-три минуты раздался рёв неизвестного животного. Рык или рёв или лай. В тишине это как-то страшновато. Громкость выше средней. Марина пулей вылетела из палатки, но сначала пинками ног вытолкнула  меня в узенькую щель. Кто там? Откуда я вижу? Темно, Луна за облаком. Но точно знаю – ЭТО на той стороне у берега. Оно одно, но звук страшный и громкий. Меня не испугать! Я взял кинокамеру и снял  короткое видео.  И стал вспоминать,- что мне говорил Натти Бампо. Оленей и медведей здесь нет. Лоси молчуны. Лисы не такие. Волки воют. Эта тварь ходит вдоль берега и то-ли хрюкает, фыркает и рыкает. 
Значит так. Это пошло к палатке, испугалось голоса, прыгнуло в воду, переплыло Хопер и, успокоившись, начало нас пугать. Косуля-козуля! Вот это кто! маленький самец орет, как оглашенный! Супруга не поверила мне и решила немедленно уплыть отсюда на лодке, бросив всё! Сейчас… Так бы и поступила, оглушив и затащив сначала меня в лодку. Но голос стал удаляться, стихать и совсем пропал. Пошли спать!
 В палатке под спальником жена крепко ко мне прижалась, обняла за шею и, кажется, придушила меня. Так как я как в омут провалился. Очнулся утром. Обсудили за завтраком вечернее происшествие. Марина не успокоилась моими объяснениями. На предложение проверить место , откуда был звук, ответила отказом. 
Сборы были неторопливые. Отчалили.  Всё же река Хопер сильнее Дона  виляет. Поэтому ветру и волнам негде разгуляться. Нет такой трясучки. Лодка идет на глиссе спокойно. Проверил свечу зажигания. Опять проблема похожая,- заменил. Бензин до полного бака залил. Нужно проверить – сколько мы проходим на 1 баке против течения по реке Хопер. Спасибо этому месту – пошли мы дальше. через два часа бак закончился. Прошли около 46 км. Несложные подсчеты привели к заключению – «БЕНЗИНА НЕ ХВАТИТ»  Известная АЗС народится в ст. Алексеевской. Но она в 10 км от реки. Будем что-то делать, но на веслах не пойдем.  Пока бензин есть – идем! Говорят, в Слащёвской есть АЗС. Но это пока не подтверждено.  Перед ней (Слащёвской) Хопер делает резкие развороты и повороты. И стали попадаться рыболовные базы. Точнее – не базы в нашем понимании, а лагеря для суровых аскетов. 
Примечание. Любят в этих местах букву Ё. И еще букву Я. Нямножка часто употребляють.  Нас с Мариной местные быстро выявляли как чужаков. Не массквичи, но похожи. Те совсем непонятно говорят для местных. В Ростовской области вообще когда спрашивали откуды\а , то поясняли – С России, значит?  Что выше Мамона - Россия. Так-то!
Опаньки! Севернее (а мы идем на север)стало холоднее и пасмурнее. Подошли к мосту – дождик собирается. А хочется к памятнику сбегать. Так и не пошли. Посмотрел сейчас фото, и не увидел трагедии с дождем. Не посмотрели мы на памятник Хопёрскому казачеству. В следующий раз…
Перед Плёсом на правый берег реки Хопёр вышел коренной берег из глины, песка, известняка. Высокий, но не выше донского. В середине высоты прослойка из песчаника шириной с пол-метра. Сотни миллионов лет был какой-то катаклизм и он  впечатался в историю!  Сделали фото, но как получилось. Нет эпохальности. 
Фотографии станиц и хуторов я не делал по двум причинам. Так мы с реки не видели ничего, а в станицу не ходили. Фотографировать берег с крышами, столбами и башнями Рожновского не интересно ни нам, ни вам. Есть вполне приличные фото других авторов, их можно посмотреть.
Так мы и летели по реке Хопёр, тратя тонны нефти. Время перевалило отметку 16:00. Нужно искать место очередного бивуака.  Станицу Зотовскую прошли, повернули на Запад, и вернулись на маршрут. Местечек не подберем. Что-то людно стало на реке и хорошие места уже облюбовали рыбаки. Перед Аржановской прокладывали дюкер, или ремонтировали старый.  На большом понтоне посередине реки закреплен понтон растяжками через всю реку. На понтоне стоят кран и экскаватор гидравлический. Растяжки на высоте полтора метра. По следам на берегу, по просеке, я понял, что здесь много дюкеров.  Наша цель была - мост на Алексеевскую. Там мне понадобиться машина, что бы добраться до АЗС.   Вот и мостик. На левом берегу (от станицы Алексеевской) – колония рыбаков. Машины легковые стоят прямо под мостом. Обратился к ним с просьбой – найти транспорт. Мне дали телефон такси. Телефон не отвечал и отправлял меня на автоответчик.  Тогда нашли телефон другого таксиста. Но он уже выпил спиртного и никуда не поедет!  Вот и всё! 
Прибыла команда байдарочников. Её уже ждал транспорт в виде двух микроавтобусов типа "газель". Усталые, счастливые, но свежеобгорелые. Один молодой человек с травмой руки. 
- Откуда?
- Из Алексеевской по Бузулуку!
- Сколько шли?
- Двое суток!
Двое суток на двадцать километров это прям круто! Надо с якорем выброшенным идти, а то пролетишь мимо!

Принял решение – дойти до Усть-Бузулукской и уже там искать транспорт. Ближайшая дорога на станицу – у старого моста. 



Подошли, пришвартовались (ошвартовались). Я взял канистру и по хорошей луговой дороге зашагал к станице. Прошел полтора км до первой улицы. (Лермонтова)
 Теперь куда? Две женщины с внуками, - они всё расскажут! Так и вышло. Они показали дом, где владелец авто точно поможет. Но не вышло – владелец авто праздновал день рождения сына…. Еще в один дом постучался путник. Там, оглядев и оценив меня по внешнему виду (небрит три дня),- отказали. Вдруг я тать переходный? Увы. К третьему дому подошел,- компания отдыхает! Но, на наше счастье, водитель трезв! И компания собирается в Алексеевскую! Удача!  Я попросил не меня отвезти, а просто привезти бензин. Так водитель сказал, что бы я шел к мосту, а он сам привезет на место.  Здорово! 
Вернулся к мосту, а Марина уже и ужин приготовила! Я поел, погулял и спугнул кабанов, которые спешили по делам. Вот и машина с бензином подошла! Пассажирки посмеялись – Не верили, что мы приедем?  Спасибо! Есть ХОРОШИЕ ЛЮДИ!  Пока забирал бензин, поговорили с жителями за жизнь. Как у всех. Безработица, подсобное хозяйство в упадке. Молодежь уезжает на заработки в Москву. Дома жены и дети.  Луг не косится,- нет коров. А коров нет – некуда реализовывать молоко. Попрощались и в путь. Но не далеко. Ведь уже вечер. Время 18:00. Надо искать бивуак. В устье речки Акишевка не понравилось. Прошли еще чуть чуть и напротив восточной окраины озера Ильмень нашли . Хорошее местечко вот тут и присмотрели, За маленьким островком, очень хорошее и тихое! 





 Если всё по-плану,- будет это последней стоянкой в нашем путешествии! Разложились, как надо, и быстро и молча, я тем временем пошел на ближайший бугор место осмотреть. Холм оказался низким, и деревья закрывали вид на реку. Увидел дорогу между Алексеевской и мостом вдалеке справа, на горизонте. 
Ко времени этой стоянки у нас уже «сдохли» фотоаппарат, повер-банк, мой смартфон. Еле дышали кинокамера и Маринин смартфон. Навигатор вообще чувствовал себя здоровым. Солнечная батарея едва-ечетыре справлялась с зарядкой единственного смарта.  И не давала «умереть» фотоаппарату. 
Рядом рыбачили два местных рыбачка. По всему видно – хозявы реки. Подошли и предложили услуги. Так как завтра один из них вернется проверять снасти, то может привезти соль, хлеб или сигареты и спички. Но нам ничего не надо. 
Сделал фото и видео вечернего заката. После – решил половить рыбку. И поймал рыбку! Соменка! 

месте разделали его в полной темноте под фонарем. Сначала пожарили лучшие кусочки, а затем сварили уху! Вкусно было очень. Под Вёшенский самогончик самое то! 
Утром в полшестого проснулись, не сговариваясь. Изумительно на улице! Когда приехал рыбак  – Рябов Дмитрий, не слышали. Но он уже переметы проверяет. 
 Мы основательно позавтракали большими кусками соминого мяса. Запили бульоном  с черным подовым хлебом.  Впоследствии даже обедать не хотели! 
Подошел рыбак. Разговорились. Он фермер. Так как жена болеет, держат 12 коров. Но они подсосные, а для себя доят двух.  У соседа коров побольше - двадцать. Предложил рыбу – двух голавлей по кг каждый, а нам не нужно. Зато мы предложили и подарили  ему банку тушенки, еще что-то детям.  Продолжили сборы. До Урюпинска нам около 100 км, значит пройдем этот путь за 5-6 часов. То-есть засветло. Позвонили домой и даже про машину договорились! Спасибо этой стоянке, пойдем домой! Аллюр - "Три креста"!!!
После хутора Красновский, когда уже прошли устье реки Тишанка, повернулся посмотреть на хутор и увидел на бугре что-то похожее на крест.  У нас такие кресты стоят на местах расстрелов во времена гражданской и продразверстки. Но не на верху, а на склонах балок. может- ошибся. Хутор Ендовский показался нам одним домом у берега.
Отступление от сплава. Я всё время посматриваю на экран навигатора с топографической картой от 1975-1983 годов, Генштаба СССР. очень подробной. С тех пор многое изменилось в плане демографии. Где сто дворов было - осталось немного меньше. Или совсем ничего. Напоминания о населенном пункте проявляются в остатках фундаментов, плодовых деревьях и иногда по пасынкам. Вот Хутор Бурацкий по карте  очень большой, в натуре мы увидели несколько домов. Грустно это. И не вернётся. У Лучновского какое-то сооружение на воде, у воды увидели- крутится что-то, пшикает и брызгает... 

Мы, конечно, и до Новохоперска сможем дойти, да устали что-то. Главное – Марина устала. Я то – сайгак, допрыгаю. Хопер шел на север, как и нужно. Перед Тишанской завилял. И за длинным обрывом мы увидели понтон.  Это не стало неожиданностью, но как его пройти, мы не знали, и проходить решили с предварительной разведкой. Пристали к пляжу правого берега. На берегу веселая компания семьи Карабановых из Михайловки Волгоградской обл. собирала большой и новый плот катамаранного типа для сплава . Собираются - запланировали пройти по реке Хопер с проходом Дона до низовий. Куда сил хватит.  Плот двухэтажный. Но мы их предупредили, что в 60 км возможно, будет преграда. Если не уберут тросы строители,– придется надстройку на плоту убирать. Но это будет через двое суток! От чая мы отказались. Проверили понтон, нашли лучший проход и благополучно в него нырнули. И по Хопру, в окружении дубовых лесов, на север! 
 Хопер не канал, а своенравная река! Меандра за меандрой заставляли нас повторять извилистый  путь реки и подставлять то левое плечо, то правое под Солнце.  Упрямо шли до цели. Вот еще один понтонный мост. 


 Прошли его с предварительной разведкой, это между хуторами Проваторовский и Захопёрский. Кажется – по прямой через час будет Урюпинск. Но русло реки постоянно уводит в сторону. Навигатор дает расстояние 20 км до точки, а через полчаса – уже 22 км! то- есть мы удаляемся. Устали, и на одном из лучших из увиденных пляжей решили искупаться и пообедать. Это пляж Бесплемяновский.
 Нам он понравился. Никого нет, пляж очень большой с чистым песком. Надо бы там и остановиться еще на одну ночь, но мы спешим, ретивые! Не остановить нас никому. И расстояние до Урюпинска 8,5 км. Как мы ошибались … Точное расстояние – 28 км по воде!  закусив удила, мы упорно, поворот за поворотом, идем к намеченной точке на навигаторе. Вот появился новый городской пляж, вот и наша цель видна! Понтонного моста не вижу!  Нет его, в этом году его ещё не поставили. Пришвартовались точно у бывшего моста. Перетаскали сначала вещи под куст клена американского, затем лодку с мотором, затем лодку разобрали по сумкам. 

Часа два после этого ждали машину -160 км расстояние от дома. Затем погрузились в машину и домой! В 23:30 были дома. Вещи выгрузили, сами пошли в баню! затем поели и спать! Всё – маршрут закончен. Почти девять суток в пути были -  пройдено по воде 740 км, по дорогам 494 км. Всего 1234 км! Прошли четыре области. Или три федеральных округа. Десятки мостов, четыре из них понтонные. Потратили двести литров бензосмеси.  Познакомились с разными хорошими людьми. Ловили рыбу и загорали. Было и жарко, и холодно, и ветрено, и дождливо. Высокие волны и штиль. Были грозы. 
Некоторые замечания технического свойства. 
Всё же лучше брать кемпинговую палатку. Очень удобен матрац надувной Кечуа 2-х местный. Он низкий и поэтому быстрее накачивается. Стулья у нас были складные и высокие - отдыхали. Много взял ненужного рыбацкого. Одежду будем подбирать другую на сплав (См. выше). Планшет не возьму – неэкономичный. Мотор оправдал надежды на 95% . В плане надёжности и развиваемой мощности. И лодкой довольны вполне. Спасибо компании X-RIVER! Я долго общался в процессе покупки с представителями. Лодка выполнила всё, что заявили конструкторы. На жаре швы не потекли. Кокпит глубокий и объемный.   Волны не забрызгивали, шли относительно мягко. Относительно Ротана 340э. Тент лодочный незаменим был.  От солнца и дождя спасал. Продуктов взяли чуть больше, чем съели, так как ели пойманную рыбу. Недостаток в электричестве испытывали острый. Батарея солнечная мала, нужна ватт на 30-50. Ведь часто было пасмурно и солнца для батареи не хватало. Потребителей очень много. Время года было удачное – дни длинные, а ночи короткие. И из-за этого фонарями почти не пользовались.  Не пользовались топором, но по настоянию Марины его с собой возим. Не хватало мне сапог, смешно сказать). В них хорошо утром по росе ходить, у воды по берегу бегать и вечером сухо и тепло. Нужно было взять. 
Завидовали туристам на плотах с мотором. У них больше времени на безделье и релакс оставалось. Мы ведь каждый день тратили время на высадку, обустройство лагеря и сборы. Это часа два-три каждый день. На плоту уже все готово. Стоит стол, палатка-тент. Мест швартовки везде можно найти. Но для наших сплавов плот неудобный. Есть много мест, где ширина прохода менее двух метров и высота метр, или меньше. Там плот не пройдет. Задумки есть. Наверное, надо соединить плот и лодку в одно целое... Плот простейший на двух гондолах ПВХ с площадкой 2,5х4 метра. И с тентом на ней. И лодка с мотором, как движитель. Подумаем...
Ну что? Хопер почти весь пройден. Осталось немного неизведанного. Маленький отрезок от Борисоглебска до Урюпинска не пройден.  В следующий раз пройдем. Исправив  ошибки этого сплава. Может быть. 
Другие реки есть. Например ,- реки Волжского бассейна. Сура, Ветлуга, Ока. Волга, в конце концов! Вятка. 

Этот рассказ, как и прошлые мои, я буду редактировать постоянно. Добавлю видео чуть позже из Ю-т, вспомним что-то еще. Будут изменения.
Спасибо, что дочитали этот рассказ до конца! 
Желаем и вам пройти свои намеченные маршруты! И все они вас к мечте вели! А счастье сидело с вами рядом у костра!
Счастливого пути!








3 комментария:

  1. Спасибо! Отчет очень хороший! Полезный для планирования походов!

    ОтветитьУдалить
  2. Супер! Прочитал на одном дыхании.
    Как сам сплавился, изложено на отлично.

    ОтветитьУдалить
  3. Строительство дома — это один из важнейших и полезных планов в жизни любого человека. Но, начиная строительство, нужно помнить politologa, что данный процесс достаточно сложный, просит великого количества медли, особых знаний и тщательного планирования бютжета.

    ОтветитьУдалить