четверг, 4 февраля 2016 г.

Рыбалка на реке Хопёр в 2015 голавля. Полная версия.

Хотелось наконец-то половить голавля сплавом на воблеры.
А такая рыбалка предполагает одиночество, аскетизм и много передвижения.
Вставать - просыпаться надо до рассвета, а засыпать с закатом. Нужно успеть разбить - собрать бивуак, приготовить еду. Поспать, в конце концов.
И полюбоваться на природу
Да всё хочется.  Загореть успеть надо будет, и не  обогреть.
Сидеть на берегу пруда мне не нравится. Ловил когда-то. Много и часто, но это было давно. С поплавочной удочкой сидел на берегу реки. А сейчас нет. Только если наловить живцов на жерлицы. Не больше.
спиннинг - вот  моё увлечение. Давно уже. С 1991 года началось. В детстве я то же ловил на спиннинг , но это было в 74-78 годах и не серьезно. так как ловили на леску 1 мм, катушка КБС и блесна из ложки. Поймать рыбу-щуку было чудо.
Сейчас перешел на воблеры. сейчас их много разных. лет 15 назад я их уже пробовал, но они мне не нравились. несколько щук поймал в озере  и всё.
Продолжу по эту рыбалку. Утром спустил лодку см мотором на воду и в путь - выше сел Пады и Котоврас Балашовского района.  На сколько  бензина в баке хватит.
на реке много подводных опасностей. От безобидных, например,- заманихи. Попросту - мели песчанные. До очень опасных в виде коряг, как штыки торчащие под водой. Или даже есть каменные валуны и каменные перекаты, на которых возможно повредить винт.
нужно быть внимательным. Моей внимательности не хватает. Лодку уже рвал, винты покоцаны.
Бака бензина хватило даже на большее расстояние, на что расчитывал. Прошел село Малиновка, Аркадакского района, а бензин не кончается. Прошел село Летяжевка.  Дальше, выше по реке - пригород Аркадака. Делать там нечего - сильный антропогенный прессинг на ихиофауну реки Хопёр. И последствия многолетнего травления реки отходами спиртзавода тоже дают о себе знать (я так решил).
Летяжевка село было большое. А теперь совсем не так. На краю села  кто то из сельчан установил столик с лавками, кострище с дровами и спуск к воде. Спасибо! Ночевать я здесь собираюсь, но вот перекусить можно. на столе удобнее кушать, чем в лодке или на  песке.

Продуктов взял минимум, почти не взял. на первый ужин только. А потом - буду есть , что река даст. Ну, там - устрицы, мидии и рыба. Мята и земляника по берегу для чая. Точнее - сдохну через два дня от голода.
Надо снасть собирать. Для рыбалки у меня в лодке два спиннинга. На оба прицепил воблеры разного размера. один с погружением до 2 метра, а другой , меньше размером, заглубление 1,2 метра.
Вообще-то приманок у меня много. Но я точно знаю и убежден - начнешь испытывать их все - ничего не поймешь и ничего не поймаешь. Либо на свой опыт надо полагаться, либо на советы бывалых.
Начал ловить от остатков старого разрушенного моста Летяжевка- Малиновка. Много было мостов через реки. Мосты объединяют людей. Наверно - сейчас этого не нужно.
Ловить то я начал, но голавли об этом не знали. и так не ловилось три часа! Почти три. Узнал потом, что днем они не ловятся, а ловятся с 17:00. так и случилось.
На мелкий кренк начали биться голавли. Биться, но не ловиться. Бьют сверху, значит - надо меньше заглубление. Есть у меня и такой. До сорока сантиметров заглубляется. Черненький и погремушка. Его поставил и не снимал всю рыбалку.
Первый голавль не заставил себя ждать. Уже через минут пять поймался. Быстро освободил от тройника и в садок. Я ведь приготовил заранее. Однако про фотоаппарат забыл, не сфотографировал первого. Исправлюсь.
Вот и второй. Его я снял и на фото и просто снял с крючка. А потом отпустил.


Других фото нет. так как они очень похожи. Видел одного - видел всех!
Раздумывать некогда. Только успевай вытаскивать! Только они все ловились маленькие. Казалось - один и тот же преследовал меня за каждой корягой. Сменил насадку и спиннинг. Воблер Косадака 55 мм. Для этих голавлей большой. Но клюнул и на этот.
Ветра нет, это удачно. Стал забрасывать только в перспективные места,- за коряги, за траву, в самый водоворот. Неудачные места проплывал, осматривая и изучая места.
Вот чёрный дрозд перелетел Хопёр. Часто слышу  их в лесу, а увидеть могу только при полете над рекой. Очень хорошо маскируются. Не маскируются и радуют меня все лето кулики-перевозчики. Доверчивые и любопытные. Иногда долго провожают меня, летя впереди низко над водой. Улетают они от нас на Юг и забирают с собой Лето.
Трясогузки бегают по берегу, не обращая на меня внимания. Часто дерутся между собой за кусочек берега или корягу.
Есть и коллега-рыбак. Это зимородок.  Судя по их количеству на реке - рыбак удачливый. Ну, и конечно самый красивый.
Очень много ондатр. Интересные создания Америки. Едят строго за столом. То есть сорвут растение и тащат его поесть на кормовой столик за метров сто! Воспитанные. Я в детстве, если хотел есть и покупал хлеб для дома, отламывал от буханки на ходу и ел. Попробуйте ломтик хлеба на ходу поесть, попробуйте. Два кадра я удачные выбрал.

В семь вечера закончил рыбалку и прибыл на место стоянки. Вот это место на карте. Просто пройдите по ссылке.
Я в прошлом году уже останавливался здесь в мае. Место знакомое. В 2013 году с супругой не смогли остановиться - занято было семейной парой.
Начал обустройство лагеря. Сначала три рыбки в садке отвязал от лодки и садок на веревочке подальше в реку. Потом вещи на берег за три захода вытащил. Песок на мысу-пляже крупный и под ногами прокручивается и скрипит.  До меня на стоянке кто-то был. Довольно чисто. зато дров практически нет.  и, о! радость,- три полторашки питьевой воды.
С чего начать обустройство? С постановки палатки! Выбрал место чуть дальше, на уже примятом месте и быстро установил легкую двухместку. Палатка чудо! легкая, быстро собирается, два тамбура, юбка и всякие няшки. И, самое главное,- высота 115 см,  а ширина 140 см. Водостойкость тента 5000 мм.

Это сообщаю для тех, кто в курсе.
Потом нужен костер. Ведь газа я не взял. А горячего чая попить надо.  с этим я справился быстро. Под малиновской кручей я выбрал и взял с собой три камешка из полевого шпата. А на старом кострище выложил из нее трехлучевую звезду. Как знак фирмы мерседес. В центре камни развел. В центре  развел костер из мелких щепок и веточек. На эти три камня поставил литровую кружку. Через минут восемь вода закипела.  

Вот такой вот очаг.  На фото виден стульчик, чай и бульон.
Хватило несколько брошенных сухих веток, которые не подошли предыдущим туристам.
После такой горячей и умиротвряющей еды так спокойно стало! Ну что... надо походить по берегу, - голавлики-то плещутся. Или окуньки? А, может, это жерешата?
Начал забросы с верхнего края песчанной косы. Потихоньку спускаясь по течению , вправо. Когда сравнялся с палаткой, услышал шум, похожий на шум листьев осины, или похожий на шум далекого поезда, шорох  необычный. Но ветра нет, а поезда в четырех км. Шум передвигался слева на право по противоположному коренному крутому и высокому берегу.Через пару минут увидел источник шума. Это были кабаны.  Но шли они как-то не обычно. Всего пять голов с интервалом метров десять.  И не могут пять кабанов так шуметь.  Я ведь встречал их часто.
У меня ведь и видео на ютубе есть, -про встречу. Так они, кабанчики, тихони.
Но, после минуты этого шума появляется дна голова поросячья, движется по краю обрыва, за ней, в пятнадцати метрах - другая. А  потом - третья, четвертая, пятая!!! Но это еще не всё. Это оказались матки (свиноматки) и за каждой не менее пяти поросяток бегут. Молодняк непослушный, разбредается и лезет по кустам. Вот от них-то и шум.  Я видел кабанов по сто и более голов. Столько молодняка - никогда. Мелочь лезет к обрыву, всматривается в меня слеповатым взглядом, матери на них хрюкают. Как табор на старом Балашовском вокзале! Пробежались по крепкому берегу и исчезли в лесу. Идут на кормежку к лесному озеру.
Стихло. Я этот берег утром снял на
фото.
Здесь я уже проснулся и палатку сушу от конденсата. Спалось спокойно, как младенцу. То неясыть заорет под ухом, то бобер хвостом по воде шарахнет.
Сбор быстрый и молчаливый. Палатку сушить не стал - в обед просушу. Рыба в садке вся живая.  Так... поставлю -ка я воблер Ю-зури. Надо попробовать. Есть не стал - пока не хочу отвлекаться. Ведь, если утром на костре чай греть - надо в 24:00 начинать костер.
Итак, успокоимся. Первый заброс, подмотка - удар! первый пошел... теперь можно: руки сполоснуть; покурить; оглянуться и подумать.  До дома около 60 км. Будет ночевка еще одна. Думаю - сделаю её около Падов, чуть выше. Ловить буду крупненьких, мелочь отпускать.
так и случилось. Голавли терзали приманку у каждого водоворота, за каждой корягой. Но в садок я отправил  еще трех больших и трех маленьких, не пригодных к жизни (увы).
Хопер в районе села Малиновка запомнился мне ключами из берега (можно воды набрать) и корягами . мелко почти всегда.
 Вот эту корягу я у многих сплавщиков вижу на фото. Многие думают, что село закончилось. Но это ошибка. Село заканчивается после обрыва на левом берегу.
Продолжу.

Вот за этим мелким пляжиком я еще  парочку голавлей поймал.
Тут и каменный перекат на объявился. В этот сухой год два камня над водой лысины показали. Как бы мне их пройти без аварии.

Прошел по левому берегу. А зря прошел - нужно было -бы зацепиться выше и покидать воблеры на перекат. так как  голавлей за камнями было очень много. Они просто под каждым камнем прятались  и жадно бросались на каждую соломинку и мусор, проплывающий мимо.
Успел привязаться ниже за кусты. Бросал воблер - ничего! на каждом забросе воблер стаскивало  в траву, которая под действием воды колыхалась. Не получилось в этот раз. Пусть будет загадкой на другой год.
Вот и круча! Я вам  старое фото покажу, 2013 года. Мы с супругой сплавлялись.  наверх лазил, а она воду набирала. На фото она есть - мааленькая.
В красной одежде.  И сейчас ключи бьют.
Река запетляла. Эти места знаю лучше. Бывал чаще. НО!!! Этот участок реки лучше под щуку.  есть и здесь голавли, конечно! Однако щуки здесь зверствуют! Они первыми бросаются на приманку и откусывают её. А она дорогая! если поставлю поводок, то игру нарушу и далеко не заброшу,  голавль боится.
Но выбора нет. Поставил вертушку блесну с титановым поводком. Стал-быть - на щуку!
Нет щуки. Прошел три острова (есть подъезд) с двух берегов.  Как всегда -  компания из пяти - шести человек.
После  островов вышел ноги размять на пляжике. Смотрю - на свале в ямку щука воду крутит! Взял спин и тихо начал забрасывать в одно место монотонно. Забросов пять сделал. А на последнем - зубастая не выдержала и поймалась. Когда сажал её в садок, то заметил три уснувшие рыбки. Не выдержали путешествия. До дома не довезу.
 И, да! В садке уже прилично рыбы!  Сколько времени? 15:00. Проснулся в четыре, а сейчас почти четыре, но вечера. Вот почему мне так хочется есть!
Надо мной кружаться коршуны черные.  Их добыча - утята, снулая рыба ужи и лягушки. А у меня снулая рыба есть! Достал одну, повертел в руках и бросил позади себя в пяти метрах.  Через пять минут коршун спикировал на воду и схватил голавлика. Глазастый! Достал вторую рыбку, а надо мной уже два коршуна! Помахал серебристой рыбкой у них перед глазами и бросил в воду. Такого я не увижу уже. Первый сразу ушел в пикирование и одной лапой выхватил  голавлика. Но второй, не замеченный мной коршун , не дремал и готовил атаку! Он пикировал за моей спиной, у воды перешел в горизонтальный полет, переходящий в горку с бочкой, выдрал рыбку из лапы соперника , закончил бочку и горку и скрылся в деревьях!  Как коршун в деревья полетит? Правильно - ведь это был не коршун, а канюк (наверное). Вот как бывает. Ну что, коршун? прозевал? На еще одну, последнюю. И что вы думаете? Коршун чуть не из рук взял рыбу и с трудом поднялся над водой. тяжела добыча!
В 18:00 увидел  место стоянки. Все, сейчас буду на земле, наконец поем.

Коряг полно. а вот два года назад здесь было чисто и песок.
Жарко было, градусов 35. я тут мокрый, так как купался в одежде!
Всё! На  сегодня рыбалка закончена. Разбиваю лагерь.



Солнце заходит. Успеваю чай согреть, доесть, что не доел за день и спать. но палатку не ставил. Прямо так  в лодке, под открытом небом , уснул.  Около шести кг рыбы по скромному подсчету есть, они живы. Я сам жутко устал, поэтому не снов ни шорохов и криков не слышал.
На этом месте я позже фидером ловил вечером и ночью. Так больше поймал! В основном  - плотва и синец. Это было в  сентябре, 15 числа.
А сейчас у меня есть и щука, и несколько крупных окуней и голавль.
Утром ранний подъем.  Без палатки неуютно. Конечно, в спальнике не холодно. Но выбираться неудобно.
Итак - утро.
Но рыбу ловить совсем не хочетяя - хандра! Пересилил лень и до 11 часов ловил рыбу , пока не дошел до остатков моста Котоврас-Пады.
ВСЁ! Рыбалка закончена. Рыбу в мешок вместе с садком, Потом накрыл вещами, что бы не протухла.  Завел мотор и почти 25 км без остановки мимо знакомых мест.
Возле Большого Мелика знакомые туристы, которые стояли уже две недели, пригласили к столу. Но мне некогда! А есть хочется. они угостили горячим чаем, а я их - пятью голавлями. Им самим рыба что-то не дается пока.
Вот и село Хопёрское.
Позвонил отцу- он приехал на антистапель, забрал вещи и мотор. Я пустую лодку прикатил на колесах сам. Угостил отца рыбкой, себе взял и через час был дома.
Некогда... 22 июня отправляюсь на сплав по реке Хопер от села Потьма в качестве проводника.
Но это - другая история.



Комментариев нет:

Отправить комментарий